Что такое FinOps?
FinOps — краткий экскурс
Стремительное развитие облачных технологий в последнее десятилетие сказалось в первую очередь на корпоративных процессах разработки и ИТ-обеспечения. Инфраструктура как код (IaaC) пришла на смену физическим серверам, а разработчики и администраторы получили почти неограниченный доступ к ресурсам и весь необходимый инструментарий. Предприятия, решившиеся на цифровую трансформацию, ввели DevOps функции, сократили штат ИТ-отделов и начали наслаждаться возросшей эффективностью бизнеса.
Но реальный эффект от глобального перехода в облака оказался значительно шире. IaaS-, PaaS-, SaaS- и прочие XaaS-решения, упростившие жизнь айтишников, быстро стали головной болью для остальных – финансистов, закупщиков, управленцев. Технические специалисты фактически начали самостоятельно принимать решения о тратах компании на ИТ-инфраструктуру. К тому же облачную экономическую модель оказалось несоизмеримо сложнее анализировать и контролировать, чем привычный переговорно-закупочный процесс. Полностью автоматизированная почасовая, поминутная или даже посекундная тарификация сотен различных облачных сервисов от десятков провайдеров быстро перевела ИТ-финансы из зоны «экселя» и квартального планирования в мир больших данных и real-time реагирования.
Даже самые продвинутые корпорации и стартапы, которые выросли в облаках и выстроили полноценную DevOps-практику, долгое время не адаптировали финансовые процессы под облачную модель. Казалось, проще довериться провайдерам вроде AWS или Azure и без лишних забот ежемесячно оплачивать счета. Но с ростом этих самых счетов у CEO, CFO и других экзекьютивов появились вопросы об экономической эффективности этой модели. При этом ни FP&A-отдел, ни, тем более, ИТ-менеджеры, не могли на эти вопросы ответить.
Когда ИТ-затраты у компаний стали «заоблачными», они поняли, что вместе с переходом технических отделов на DevOps необходимо трансформировать и другие корпоративные процессы. Так стали формироваться различные подходы к управлению затратами на облачные технологии. Появились специалисты смежного профиля – инженеры-экономисты, умеющие работать с большими данными и понимающие как финансовую, так и техническую сторону облаков. Так сформировалось полноценное функциональное направление под названием FinOps (Financial Operations, по аналогии с DevOps – Developer Operations).
Именно о FinOps — практике или, лучше сказать, культуре управления затратами на облачные технологии — и пойдет речь в этой статье. На Западе термин распространен не меньше, чем DevOps, однако прочесть о нем на русском языке все еще практически негде. Этот информационный пробел мы — Лаборатория FinOps — и намереваемся исправить в нашем информационно-образовательном проекте RU FinOps.
Не углубляясь в технические детали, ниже мы сделаем разбор предметной области, одновременно полезный для управленцев, финансистов и программистов.
«Дооблачные» технологии: что было раньше
Чтобы разобраться, откуда пошла необходимость в практиках FinOps, рассмотрим традиционную модель ИТ-снабжения (многие компании придерживаются ей и сегодня, несмотря на появление более эффективных аналогов).
Предположим, ИТ-компания разрабатывает новый софт. Технической команде нужно подготовить проектную документацию со сметой необходимых ИТ-ресурсов. Эту смету — уже с цифрами по бюджету и прогнозами — утверждают финансисты с управленцами. Затем следует закупка оборудования (серверов, сетевой периферии, и т.д.) и развертывание систем в дата-центрах: настройка серверов, приобретение и установка ПО и т.д. Дата-центры с физическим оборудованием также могут арендоваться у провайдеров типа RackSpace. Дальше — разработка.
Но через пару месяцев может выясниться, что компании нужны дополнительные мощности. Технический менеджер формирует заявку и передает ее в отдел снабжения. При этом до ежеквартальной планерки еще далеко, и финансисты отказываются утверждать новые затраты. Разработка замедляется, пока новые сервера не купят. Если же мощностей оказывается в избытке — они простаивают, при этом оперативно избавиться от них отдел снабжения не может.
А теперь представьте, что у компании десятки параллельных проектов, несколько дата-центров в разных точках страны или даже планеты. При этом нехватка или избыток мощностей — не единственные проблемы. В итоге картина следующая:
- Финансы полностью контролируют ИТ-затраты;
- Сюрпризы исключены — все предсказуемо и статично;
- Цикл снабжения очень длинный;
- Цена ошибки высокая — план пересматривают редко.
Что изменилось с приходом облаков
До прихода облаков недостатки системы, описанной выше, не оказывали особого влияния на позиции компаний: все были в более или менее равных условиях, где-то взаимодействие ИТ и снабжения/финансов было более эффективным, где-то — менее, но ключевые вводные были у всех одинаковыми: сметы, дата-центры, утверждения.
С приходом в конце 2000-х облачных технологий ситуация стала стремительно меняться. Появление IaaS-модели — виртуальных распределенных дата-центров с инструментарием для удаленного управления основными инфраструктурными процессами — позволило ИТ-специалистам и разработчикам развертывать необходимые мощности не отходя от компьютера и, что важнее, без необходимости проходить через утверждения финансистов.
Это в корне изменило ИТ-индустрию и процесс разработки. Началась «эра IaC» (Infrastructure as a Code — инфраструктура как код), на базе IaaS появились PaaS и прочие XaaS, компании стали повсеместно внедрять DevOps. Облачные технологии значительно увеличивали эффективность ИТ-процессов, их использование стало залогом конкурентного преимущества на рынке, и предприятия спешили перестроиться как можно скорее.
Вопрос финансового контроля обычно оставался за скобками: традиционная модель ИТ-снабжения (которую мы описали выше) настолько не вписывалась в новую реальность, что изначально даже финансисты согласились не вмешиваться и зачастую даже поддерживали процесс упрощенного приобретения ИТ-ресурсов. Ведь от долгих согласований устали далеко не только разработчики, а получать и оплачивать красивый счет от облачных провайдеров в формате «все включено» было легко и приятно.
Но скоро эйфория сменилась паникой: бюджеты затрещали по швам, руководители засыпали финансовый отдел вопросами. Ведь за красивыми биллинговыми выкладками от облачных провайдеров стояли сверхсложные системы тарификации — полностью автоматизированные, с почасовым или поминутным разрешением и различными схемами начисления. Углубляться в эти данные оказалось не по силам даже самым продвинутым отделам FP&A: провести в традиционном «экселе» настолько детализированный анализ (учитывающий множество различных сервисов и обновления в реальном времени) было просто невозможно. Облака перевели ИТ-затраты в область Big Data, и финансисты оказались к этому не готовы.
Немного конкретики
Чтобы продемонстрировать, насколько изменился масштаб данных, приведем конкретный пример — компанию Lyft. Сегодня это основной конкурент Uber в США со штатом примерно 5000 человек (там работал автор статьи). До начала COVID-19 стандартный биллинговый файл AWS (CUR - Cost Usage Report, отчет о затратах и использовании сервисов), который компания получала от Amazon, имел следующие характеристики:
- 1.5GB+ - размер дневного счета в формате CSV;
- 45GB+ - объем месячных данных;
- 120+ столбцов;
- 2M+ строк за один день.
И это лишь часть данных, которые необходимы для глубокого анализа облачных финансов. Добавьте сюда данные финансового характера из API (таких у AWS немало), внутренние технические данные (типа статистики по контейнерам Kubernetes), а также данные по организационной структуре компании (для бюджетирования и чарджбэка) — и получите неплохое представление о масштабах проблемы. Такая компания как Lyft тратит на облако больше $100 млн в год и игнорировать эти нюансы не может.
Размер и сложность исходных данных — верхушка айсберга. «Сырые» данные бесполезны, необходима глубокая аналитика. Взгляните на архитектуру системы управления затратами на AWS, разработкой которой руководил автор статьи, и которая позволила компании уменьшить затраты на 40%:
В общих чертах процесс извлечения полезной информации о затратах на облако может выглядеть примерно так:
- Получение данных из источников, настройка надежных процессов ежедневного обновления;
- Очистка сырых данных;
- Соединение (JOIN) датасетов;
- Агрегация данных объединенного датасета с расчетом интересующих метрик;
- Доставка информации стейкхолдерам через BI фронтенд.
Прибавьте к этому прогнозирование, бюджетирование и выявление аномалий. А теперь представьте, что вы — финансист, который еще вчера составлял прогнозы по ИТ-затратам в «экселе». Справитесь?
Подводя итог
Необходимость контролировать облачные затраты и учитывать сложность связанных с этим процессов привели к формированию качественно новой области на стыке финансов, анализа больших данных, облачной архитектуры и бизнеса — FinOps.
FinOps — одна из самых «горячих» тем в ИТ-индустрии прямо сейчас. Крупнейшие компании создают FinOps-команды из специалистов как финансового, так и инженерного профиля. Их задача — проектировать и поддерживать устойчивые процессы управления облачными затратами. Вакансии типа «Аналитик FinOps» или «FinOps менеджер» все чаще появляются на сайтах хедхантеров и джоббордах. Среди требуемых квалификаций — экспертиза в области классического биллинга, навыки работы с большими данными (BI, Data Science) и знание AWS или GCP/Azure, а также основ финансового анализа (прогнозирования и бюджетирования). Большой спрос и на FinOps-инженеров, способных разрабатывать системы наподобие описанной выше (Lyft), и внедрять экономически эффективные облачные архитектуры.
Крупнейшие консалтинговые компании и интеграторы также все активнее включают различные FinOps-услуги в свои пакеты. Гиганты рынка — McKinsey и Deloitte — ведут проекты по оптимизации облачных затрат. Однако стоит понимать, что снижение затрат на облако — полномасштабный корпоративный процесс подобный DevOps или FP&A, он не может полностью осуществляться консалтинговыми проектами.
Несмотря на то, что в России, СНГ и странах Восточной Европы массовая миграция в облака только начинается, с их развитием необходимость FinOps будет расти. Когда ваша компания столкнется с внушительным счетом от AWS, «Яндекса», Сбера или другого провайдера — вопрос времени. Наша цель — помочь вам разобраться в теме уже сейчас: с помощью наших статей и ивентов в России и странах Восточной Европы.